В соответствии с требованиями ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой
информации» при каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при
непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана
объявлять название программы. Большинство телерадиовещателей так и
поступает. Выходит в эфир собственная программа – ведущий объявляет ее
название или на экране появляется заставка-логотип, воспроизводящий
точное, в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ, название
средства массовой информации.
Без нарушения порядка объявления выходных данных работают на
протяжении всей своей деятельности редакции телерадиопрограмм «ТВ
Шахтинская независимая студия-33 канал», «Зерноград», «Примиусье» (п.
Матвеев-Курган), «Радио Южный Регион», «Европа плюс Шахты», «Ритм
Таганрога», «Тридцать седьмой канал» (г. Новочеркасск) и многие другие.
За прошедший 2009 год было выявлено одно грубое нарушение порядка
объявления выходных данных – со стороны редакции телепрограммы
«Таганрогская телевизионная сеть». На редактора телепрограммы был
составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
ст. 13.22 КоАП РФ.
Таким образом, ситуация в части выполнения требований ст. 27 закона
в целом по области вроде бы не дает оснований для беспокойства. Тем не
менее хотелось бы обратить внимание лицензиатов на то, что в последнее
время на целом ряде телерадиоканалов наметилась не совсем здоровая
тенденция: названия местных программ (не в пример их столичным сетевым
партнерам) трудно отыскать в эфире, поскольку появляются они крайне
редко и в максимально сжатом виде. Так, в ходе проверки ООО
«Таганрогская телекомпания» было установлено: перед трансляцией
собственных программ вещателя на 21 ТВК заставка «Таганрогский
телеканал» появляется на экране всего на 2-3 секунды, в то время как
логотип сетевого партнера «REN-TV» присутствует в эфире постоянно. В
итоге создается впечатление присутствия на экране одной, столичной,
телепрограммы. Собственные программы лицензиата просто теряются в общей
сетке эфира.
Таким же образом обозначают свое присутствие в эфире редакции
телепрограмм «3 канал» и «Юг Руси» в Ростове-на-Дону. На объявление
собственных программ – считанные секунды (причем, названия СМИ
воспроизводят мелким, трудно различимым на экране шрифтом), зато
логотипы программных продуктов сетевых партнеров - «РЕН ТВ» и «ТВ
Центра» - даются крупным планом и не сходят с экрана даже во время
трансляции местных программ.
А вот всего лишь один фрагмент из ростовского радиоэфира. Название
местной программы – «Радио-103» - одномоментно звучит перед выходом в
эфир музыкальной передачи «Стол заказов по-ростовски». Далее ведущий
объявляет музыкальный час на «Русском радио», передает приветы
слушателям «Русского радио», предлагает присылать заявки на «Русское
радио» и т.д.. Таким образом, происходит подмена названия СМИ
«Радио-103, выходящего в эфир в данном промежутке времени, на программу
сетевого партнера – «Русского радио», вводится в заблуждение
многотысячная аудитория.
За этими и другими подобными фактами просматривается общая тенденция
усиления влияния столичных медиаструктур на местном информационном
рынке. Как показывает практика, столичные сетевые партнеры жестко
регламентируют общее эфирное время, диктуют формат передач. А поскольку
названия СМИ, работающих по одной лицензии на одной частоте, зачастую
не «стыкуются», диссонируют в эфире (например, «Донская столица»-
«Серебряный дождь», «Секрет» - «ТНТ», «Третий канал» - «РЕН ТВ»),
некоторые местные вещатели стыдливо «маскируют» собственные бренды,
объявляют их лишь по крайней необходимости, чтобы не войти в
противоречие с законом.
Закон, как правило, действительно не нарушают. Формально названия
местных СМИ присутствуют в эфире. Только могут ли рассчитывать на
высокий рейтинг, серьезную аудиторию передачи, названия которых можно
прочесть только под микроскопом или просто не расслышать в эфире на
фоне громогласных афиш столичных телерадиопартнеров? Источник: 61.rsoc.ru
|